СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ ГОРОДА САРОВА

Обратная связь
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Педсовет "Инновационная деятельность педагога дополнительного образования МОУДОДСЮН как ресурс повышения педагогического мастерства"
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования МОУДОДСЮН как ресурс повышения педагогического мастерства
 

Стратегия модернизации общего образования предусматривает изменение целей и подхода к отбору содержания. Существенную роль в реализации новых целей общего образования играет система дополнительного образования детей. Эта система дополняет содержание школьного образования изучением тех областей образования, которые не представлены или представлены в слабой степени в школьных программах. Еще важнее то обстоятельство, что система дополнительного образования детей заметно расширяет спектр видов деятельности, освоение которых и рассматривается как цель общего образования, речь идет о различных видах творческой, исследовательской, эстетической, досуговой, коммуникативной деятельности. Опыт, полученный учащимися в этих видах деятельности, имеет исключительно важное значение для развития качеств личности: конструктивности, коммуникативности, толерантности, мобильности, обучаемости. Но может быть, самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Важно и то, что в системе дополнительного образования детей сформирован методический опыт, освоение которого может помочь, несомненно, школе в достижении целей образования. Учреждения дополнительного образования детей призваны создавать условия для творческой самореализации всех детей. Занятия в кружках позволяют концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них, ориентировать свою деятельность на свободно возникающие и растущие в процессе познания интересы к различным сферам жизни. Отсутствие принуждения, свобода выбора занятий делает учреждения дополнительного образования привлекательными для любого ребенка в любом возрасте - и в 5, и в 18 лет. Педагогическая инноватика – молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 20 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и её методология находятся в стадии научной разработки и построения. Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения. Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» мы считаем синонимом понятия «инновация». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащегося. Инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. Характеристика этапов развития инновационного процесса следующая: · определение потребности в изменениях; · сбор информации и анализ ситуации; · предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; · принятие решения о внедрении (освоении); · собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; · длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл. Опираясь на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом. Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. Источниками зарождения инновационных процессов в практике ОУ являются: · интуиция творческого директора, педагога; · опыт, рожденный в данном учреждении; · педагогический опыт, рожденный в других ОУ; · директивы и нормативные документы; · мнение потребителя образовательных услуг; · потребности педагогического коллектива работать по-новому; · потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям, как: · формирование нового содержания образования; · разработка и реализация новых технологий обучения; · применение методов, приемов, средств освоения новых программ; · создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; · изменение в образе деятельности и стиле мышления, как педагога, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов. Профессиональное становление педагога ДО определено как непрерывный процесс развития профессионально-педагогической самоконцепции, аккумулирования профессионального мастерства, опыта, навыков и умений реализации этой самоконцепции. Системообразующим фактором профессионального становления педагога выступает его комплексное развивающее сопровождение, в котором можно выделить две подсистемы: педагогическую и организационную. Педагогическая подсистема связана с ориентацией содержания процесса непрерывного профессионального образования на освоение педагогом дополнительных компетенций и формирования у него способности к проектированию своей профессиональной биографии на основе социальной саморефлексии. Организационная подсистема включает проведение мониторинга профессиональных достижений педагогических работников, создание служб сопровождения. Профессиональный рост педагога включает следующие подходы: индивидуально-развивающий (способствующего созданию условий для разработки и реализации педагогом собственной образовательной карьерной стратегии и включению его в систему непрерывного профессионального образования на основе осознания своей уникальности и неповторимости). Эффективность педагогического работника, его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда обеспечивается постоянным поддержанием его профессионального уровня, что, в свою очередь, требует постоянных инвестиций в профессионально-квалификационный потенциал работника, т.е. в человеческий капитал. Одним из основных критериев успешной деятельности каждого учреждения дополнительного образования, каждого кружка становится результативная инновационная деятельность как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться все более и более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества. За любой инновацией предполагается наличие инновационно -педагогической деятельности конкретного педагога. Педагог является ведущим субъектом в образовательном процессе, следовательно, его педагогическое творчество, внесет большой вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса, его форм, методов обучения и воспитания. В результате инновационной деятельности в коллективе рождаются "новые" педагоги – не просто хорошо знающие определённую науку, но обладающие фундаментальными знаниями о человеке, о ребёнке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества – с другой. Рождаются воспитатели, которые творчески участвует в педагогическом процессе и воспринимает ребёнка как равноправного участника этого процесса. В современных условиях инновационная деятельность педагога дополнительного образования является важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности дополнительного образования. Одним из путей превращения обучения в кружке в форму жизнедеятельности ребёнка в условиях учебно-воспитательного процесса выступает событийный подход к его организации. Обучение необходимо превратить в события реальной жизни ребёнка. При этом объективная цель обучения сознательно должна заменяется целью, имеющей для кружковца личностный смысл. Никакие методические приёмы не смогут обеспечить превращение занятия в кружке в событие жизни ребёнка, если цель учебного занятия отстранена от его личностных целей. Педагогам необходимо определить реализацию интересов ребёнка в сфере познания им мира и себя как доминанту реальной педагогической практики, с ними жизнь учреждения протекает интенсивно и разнообразно, поддерживается любая инициатива. Акции, викторины, праздники, ярмарки, походы и экспедиции и многое другое – это дела, которые содействуют созданию единого коллектива педагогов и кружковцев. Инновационные процессы в учреждениях дополнительного образования складываются на основе разработке: · авторских проектов именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека. Примеров проектной работы, которая ведется в современном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы: на уровне отдельного педагога - это проектирование образовательных программ, воспитательных, сциально-педагогических программ, пособий, методических комплексов, авторской школы. Для многих педагогов защита авторских образовательных, воспитательных программ, проектов — бесконечный путь повышения педагогической квалификации. на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ; на уровне управления в образовании - это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся; на уровне политика в образовании - это проектирование образовательной системы как социо-культурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом. · системы индивидуального сопровождения учащихся Предлагаю Вам карточку учета результатов по дополнительной образовательной программе. Приоритетные направления инновационной деятельности для МОУДОДСЮН являются: — развитие системы мониторинга учебно -воспитательного процесса; — разработка программы развития учреждения; — социально-психологическая деятельность каждого педагога, — развитие детского самоуправления, — разработка сквозных программ и программ, расширяющие спектр образовательных услуг в связи с социальным заказом общества. К инновационным формам учебных занятий в МОУДОДСЮН относится: — интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; — занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и так далее; — занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, газета и так далее; — занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие. Для реализации задач инновационной деятельности в МОУДОДСЮН выработана тактика и стратегия работы с педагогами для развития их творческого потенциала: — всемерная поддержка инновационных начинаний педагогов, — разносторонние формы повышение квалификации педагогов дополнительного образования, — организация и проведение мастер -классов, — периодическая отчётность педагогов дополнительного образования о ходе образовательного процесса перед педагогическим советом. Методическим советом МОУДОДСЮН была разработано и апробирована карта педагогической оценки и самооценки готовности педагога дополнительного образования к творческой и инновационной деятельности. Подводя итог анкет можно констатировать следующие факты: · 60% педагога проявляют творческий интерес к педагогической деятельности (5 баллов);
· 40% педагогов стремятся к творческим достижениям (5 баллов);
· 40% педагогов стремятся к лидерству (5 баллов);
· 50% педагогов стремятся к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны администрации ( 4 балла);
· Для 60% педагогов творческая деятельность является личнозначимой; творческой деятельности (5 баллов);
· 60% педагогов стремятся к самосовершенствованию (5 баллов);
· 60% педагогов стремятся к продуцирование большого числа решений (4 балла);
· 50% педагогов имеют независимость суждений (4 балла);
· 30% испытывают интеллектуальная лёгкость в обращении с идеями(4 балла);
· 60% педагогов способны отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления ( 4 балла)
· 60% педагогов не боятся стремления к риску ( 4 балла);
· 50% педагогов чувствительны к проблемам и педагогической деятельности ( 4 балла);
· 60% педагогов способны к самоанализу, рефлексии (4 балла);
· 70% педагогов способны к овладению методологией творческой деятельности ( 4 балла);
· 50% педагогов владеют методами педагогического исследования ( 4 балла);
· 70% педагогов способны к созданию авторской концепции, технологии деятельности ( 4 балла);
· 40% педагогов способны к планированию экспериментальной работы ( 4 балла);
· 50% педагогов способны к организации педагогического эксперимента на МОУДОДСЮН ( 4 балла);
· 60% педагогов способны к коррекции, перестройке деятельности;
· 50% педагогов способны аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других педагогов ( 4 балла);
· 50% педагогов способны к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности( 4 балла);
· 70% педагогов способны творчески разрешать конфликты ( 4 балла);
· В 80% педагогов оценивают темп творческой личности ( 4 балла);
· 50% педагогов работоспособны в творческой деятельности ( 4 балла);
· 60% педагогов отмечают решительность, уверенность в себе ( 4 балла);
· 50% педагогов ответственны за результаты нововведений ( 4 балла);
· 60% педагогов убеждённы в социальной значимости творческой деятельности ( 5баллов);
· 40% педагогов способны к самоорганизации в творчестве ( 4 балла).
Методический совет МОУДОДСЮН предла­гает примерную карту инновационной деятельности педагога дополнительного образования. КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ МОУДОДСЮН 1. Проблема:_______________________________________________________________ 2. Цель инновационной деятельности:__________________________________________ 3. Сущность инновационной деятельности:______________________________________ 4. Прогнозируемый результат:________________________________________________ 5. Область применения инновации, нововведения: управление, ди­дактика, психология, частные методики, биология, экология, междисциплинарная область, другое________________________________________________________________________ 6. Инновация прошла стадии (подчеркнуть): а) формулирование проблемы; б) определение цели (целей); в) разработка проекта (программы) осуществления инновационной деятельности; г) освоение и реализация проекта или программы; д) распространение созданного инновационным путем опыта; е) переход к функционированию в новом режиме или к новой ин­новации, эксперименту. 7. Нововведение прошло апробацию в форме: выступления на кон­ференции, защиты проекта, доклада на педагогическом совете, методи­ческом объединении или написания статьи, пособия и др. 8. Трудности, которые встретились в процессе осуществления ин­новационной деятельности__________________________________________________________________ 9. Особые заметки по значению инновации в развитии образова­тельного учреждения___________________________________________________________________ 10. Автор (авторский коллектив и его руководитель) инновационной деятельности: Ф.И.О., возраст, образование, специальность, стаж. « »______________________200 г. Составитель: ______________ Результатами обобщения инновационной деятельности педагога могут быть следующие формы представлений: авторская мастерская; рассказ-обмен опытом; выступление на МО, педсовете, конференции; курсы педагогов ДО; творческие семинары и конкурсы; педагогические чтения; проблемные круглые столы. У методиста или заместителя директора по учебной работе инновационный опыт педагога может быть представлен в виде: докладов; рефератов; разработок программ; конспектов уроков; методических бюллетеней; стендов; альбомов; творческих отчетов; презентаций; фильмов; пособий; сборников; газетных статей; методических рекомендаций; авторских курсов. Необходимо параллельно с обобщением инновационного опыта продумывать систему мероприятий по внедрению полученного опыта в практику работы других педагогов. Обобщенный инновационный опыт педагога ДО может сослужить хорошую службу для разных категорий педагогов, работающих в ОУ: педагога со сла­бой профессиональной подготовкой получают возможность с помощью наработанных другими методических материалов сделать свою работу эффективнее и качественнее. Педагоги с высокими профессиональными результатами получают возможность идти по пути, проторенному их коллегой и готовить мате­риалы собственного опыта. Внедрение - сознательно организуемая, социально обусловленная целенаправленная система деятельности по совершенствованию прак­тики на основе научно-педагогических рекомендаций. Внедрить — значит, принять, осмыслить, претворить на деле, ощу­тить действенность идеи или рекомендации в результатах собственной деятельности. В самом общем толковании понятие «внедрение» вклю­чает способы освоения, введения, вхождения, вживления, укрепления более совершенного действия, состояния. Готовых технологий внедрения инновации не существует. Имеющиеся труды решают отдельные вопросы теории и практики инновационного движения. Современному обществу, как сказано в Концепции модернизации образования, необходимы конкурентоспособные специалисты, отвечающий таким требованиям, как профессионализм, компетентность, обладающий способностью изменить свои трудовые функции в процессе деятельности. Сохранение уникальности дополнительного образования детей, повышение профессионального мастерства чрезвычайно эффективно при интеграции образования с высшей школой, которая является гарантом не только внедрения передового педагогического опыта в практическую деятельность, а в конечном итоге, социальной стабилизации общества.

Категория: Мои статьи | Добавил: sun (02.08.2010)
Просмотров: 14002 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz